08:33 Степанов: переход школ на биместровую систему сохранит детям здоровье | |
Проблема распространения хронических заболеваний у российских школьников в последние годы встала особенно остро: подавляющее большинство выпускников 11 класса не может похвастаться полным здоровьем. - Сергей Юрьевич, что такое биместровая система, и как она возникла? — Биместровая система была разработана как ответ на колоссальную проблему, которая сложилась и никак пока не решается в отечественном образовании. Количество хронических заболеваний у российских школьников за годы их учебы с 1 по 11 класс, удваивается. Примерно так же вырастает число патологических функциональных изменений, которые позднее, как правило, переходят в хронические заболевания. - Что же подрывает здоровье школьников? — Мы проанализировали основные негативные факторы, влияющие на их здоровье, и пришли к выводу, что наибольшее патогенное влияние оказывает структура учебного года, годовой учебный цикл. По физиологическим нормам восстановление до 100% ресурсов организма у среднестатистического человека длится 21-24 дня. Соответственно, за три месяца летних каникул школьник может отдохнуть до пяти раз! Не расточительно ли это? За это же время он теряет до 80-85% приобретенных в предыдущий год знаний. Потом весь сентябрь идет реадаптация к учебной деятельности и реанимация утерянного знания, т.е. этот месяц оказывается непродуктивным для образования. Май также выпадает из продуктивного учебного процесса за счет праздников, контрольных, зачетов и экзаменов. Соответственно, всю учебную программу ребенок проходит не за девять месяцев, а за семь. И самый большой объем материала проходится на наиболее тяжелую для организма ребенка третью четверть из-за авитаминоза и в период, когда иммунные силы истощены и количество заболеваний в 2-3 раза выше, чем во все остальные учебные периоды. В результате, такой годовой цикл травматичен для здоровья детей. - Как учебно-годовые циклы организованы в других странах? — Надо сказать, что ни в одной стране мира, за исключением некоторых государств постсоветского пространства, учебный год не длится девять месяцев, а летние каникулы — три месяца. Учебный год везде длится 10, реже 11 месяцев. А летние каникулы и в Скандинавии, и в Канаде, и в Юго-Восточной Азии занимают не более 1,5-2 месяцев. Там летний период, который у нас кажется самым важным и ценным для оздоровления, используется не только для отдыха, но и для учебы. — Ритм, который задается таким способом, стал более благоприятным, чем учеба по четвертям. Но и в этой системе есть уязвимое звено: недельные каникулы создают почву для двойного психофизиологического стресса. Минимум два-три дня уходит на адаптацию детей к другому ритму жизни и, не успев отдохнуть дети вынуждены перестраиваться опять на учебную жизнедеятельность. Таким образом пять раз в году в однонедельном цикле каникул мы создаем им стресс дважды: адаптации и реадаптации. Кроме того, сохраняется проблема трех месяцев летнего вынужденного безделья. - Что же Вы предлагаете взамен этих традиционных систем? — В 2009 году, когда я стал директором Павловской гимназии в Подмосковье, я разработал и внедрил новую систему, основанную на двухмесячном цикле, которую назвал "биместровой": "местр" – это по латыни "месяц", а "би" – это "два". Эту же систему я с благословения ученого совета МГПУ внедрил и в Университетской школе. Здесь учебный год строится следующим образом: учеба длится 10 месяцев, летние каникулы – два месяца. Тот месяц, который мы "забираем" от летних каникул, распределяется по учебному году, добавляясь к тем четырем неделям каникул, которые до сих пор были неравномерно распределены между четвертями. Получается очень красивая и стройная система: пять биместров по семь учебных недель чередуются с 2-2,5 неделями каникул. За такое время организм ребенка восстанавливается четырежды в учебном году почти на 90%, в 2 летних месяца – на 100% с большим запасом, а объем остаточных знаний к новому учебному году утраивается. Вдобавок в межбиместровые каникулы попадают все общенациональные праздники! И дети не прогуливают занятия, когда уезжают с родителями, к примеру, на майские или другие праздники. Если использовать биместровую систему, то двухнедельные интервалы в учебе являются своеобразными "эпидемическими волнорезами", т.к. разрывают эпидемические волны осенью-зимой-весной и не дают возможности вирусным заболеваниям распространиться в школах. Кстати школы, в которых действуют биместры, за все годы ни разу не закрывали на эпидемический карантин. Биместровая система также позволяет решить проблему выгорания педагогов: за каникулы они успевают подвести итоги предыдущего периода, запланировать следующий и отдохнуть неделю-полторы, заняться семейными делами, здоровьем, своими детьми. - Требует ли переход на биместровую систему каких-либо финансовых затрат? — Нет, не требует. Нужно только убедить родителей и педагогов в пользе такого перехода. Закон "Об образовании" дает школе право самой определять весь учебный годовой цикл своей жизнедеятельности. И ни одна инстанция — ни федеральная, ни муниципальная, ни региональная — не имеет права вмешиваться в этот вопрос. Поэтому если директор, педагоги и родители захотят, они могут ввести эту систему без каких-либо проблем. Более того, кое-что удастся и сэкономить. Во-первых, государству не потребуется выделять средства на организацию летнего досуга детей при школах, а это сотни миллионов рублей ежегодно только для одной Москвы, я уже не говорю по всю страну. Во-вторых, в июне все педагоги, как правило, работают и получают зарплату, но учебный процесс не идет. Для государства это непродуктивные расходы, которые удастся сделать эффективными. - Подтверждаются ли Ваши утверждения о пользе биместровой системы для здоровья школьников какими-либо исследованиями? — Да, наши коллеги из Института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Центра детского здоровья РАН проводили независимый мониторинг состояния здоровья детей в Университетской школе МГПУ, где была внедрена биместровая система, и в контрольных школах. Они выяснили, что в обычной школе количество хронических заболеваний среди первоклассников только за год возрастало на 42%. А в нашей школе рост хронических заболеваний составил 0%, то есть ни у одного ребенка не было зафиксировано ни одного нового хронического заболевания. Более того, последние данные, обнародованные коллегами-медиками на научной конференции в марте этого года, показывают, что у нас статистически значимое количество детей переходят из третьей группы здоровья во вторую, а из второй в первую. То есть вопросы оздоровления действительно решаются. Тем самым биместры способствуют переходу от здоровьеподрывающего к здоровьесозидающему образованию. Я, правда, далек от идеализации биместровой системы и не считаю, что она представляет собой панацею. Чтобы решить проблемы здоровья, нужно организовать не только правильный годовой цикл, но еще и дневной. Также очень важна атмосфера радости от учебного труда у детей, хорошее настроение у педагогов, качественное питание и другие факторы. Но это уже вопросы еще более тонкой настройки организма школы как здоровьеформирующей среды жизнедеятельности и развития ребенка. — Главным образом, это инерционность нашей образовательной системы и стереотипы, укорененные в сознании управленцев, педагогов и родителей. Есть еще небольшие нестыковки в 9 и 11 классах, которые должны закончить учебный процесс обязательно до конца мая и пройти итоговую аттестацию, но при более гибком подходе к решению организационных вопросов аттестации – это тоже не проблема. Тем более, что в этом направлении уже есть позитивные сдвиги, так как ЕГЭ и ОГЭ стало возможным сдать в разные периоды обучения. Все остальное, я бы сказал, дело учебно-методической техники. Чуть-чуть подрегулировать учебные программы под биместры, поправить форматы журналов и дневников и т.п. Главное – объяснить людям, что биместровая система действительно решает проблемы здоровья детей. РИА Новости http://ria.ru/sn_edu/20160426/1419779909.html#ixzz4762w1W8H | |
|
Всего комментариев: 0 | |