Государственная итоговая аттестация в Кировской области
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ 11 КЛАССОВ
Освоение основных образовательных программ среднего общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА-11).
ГИА-11 проводится по русскому языку и математике (обязательные учебные предметы).
Экзамены по другим учебным предметам - литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский и китайский языки), информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) – обучающиеся, экстерны сдают на добровольной основе по своему выбору.
Формы проведения ГИА-11:
- единый государственный экзамен (ЕГЭ);
- государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
При проведении ГИА используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также специальные бланки для оформления ответов на задания.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Основные изменения
- Приказом предусмотрена возможность для участников экзаменов изменить выбранный ранее уровень ЕГЭ по математике с базового на профильный или наоборот, а для выпускников прошлых лет – изменить или дополнить перечень указанных в заявлениях об участии в ЕГЭ учебных предметов.
- Изменились сроки, в которые выпускники прошлых лет могут участвовать в ЕГЭ: со следующего года сдавать экзамены они смогут только в резервные сроки основного периода проведения экзаменов.
- В новой редакции порядка более подробно прописана процедура проведения ЕГЭ по информатике. Сокращены сроки обработки и проверки экзаменационных работ ЕГЭ по информатике до двух календарных дней после проведения экзамена, вместо четырех календарных дней.
- Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или контракту, поступающих в военные вузы, предусмотрена возможность подавать заявления об участии в ЕГЭ не только в места регистрации на сдачу ЕГЭ в регионе, где расположен военный вуз, но также и в места регистрации на сдачу ЕГЭ в регионе, где они проходят военную службу по призыву или по контракту.
- Также изменена дополнительная дата проведения итогового сочинения (изложения): вместо первой рабочей среды мая – вторая среда апреля. Изменены сроки проверки и обработки материалов итогового сочинения (изложения).
- Устанавливается возможность организации для участников экзаменов подачи заявлений об участии в ГИА-11 в дистанционной форме.
Вся необходимая информация о ЕГЭ размещена на официальном информационном портале единого государственного экзамена.
Функции Рособрнадзора в рамках организации и проведения ГИА:
- организация формирования и ведения федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы среднего общего образования;
- методическое обеспечение проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования;
- обеспечение в том числе совместно с учредителями образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и загранучреждениями Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющими в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, проведения ГИА за пределами территории Российской Федерации, включая создание государственных экзаменационных комиссий для проведения указанной ГИА;
- организация работ по подготовке экзаменационных материалов ГВЭ и направление их в субъекты;
- организация разработки контрольных измерительных материалов для проведения ГИА и критериев оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе этих контрольных измерительных материалов, обеспечение этими контрольными измерительными материалами государственных экзаменационных комиссий;
- организация централизованной проверки экзаменационных работ обучающихся, выполненных на основе контрольных измерительных материалов, при проведении ГИА;
- определение минимального количества баллов ЕГЭ, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов ЕГЭ, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ / ИЗЛОЖЕНИЕ
Итоговое сочинение пройдёт 6 декабря 2023 года.
Дополнительные даты 7 февраля 2024 года и 10 апреля 2024 года.
В 2023-2024 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут формироваться из ежегодно пополняемого закрытого банка тем итогового сочинения. Комплекты будут содержать как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в 2022 и 2023 гг.
Вход участников в места проведения итогового сочинения начинается с 9:00 по местному времени.
Итоговое сочинение начинается в 10:00 по местному времени.
Рекомендуется взять с собой на сочинение только необходимые вещи:
- документ, удостоверяющий личность;
- ручка (гелевая или капиллярная с чернилами чёрного цвета);
- лекарства (при необходимости);
- продукты питания для доп. приёма пищи (перекус), бутилированная питьевая вода.
Во время проведения итогового сочинения участникам выдадут черновики, бланки итогового сочинения, а также орфографический словарь.
Внимание! Черновики не проверяются и записи в них не учитываются при проверке.
Продолжительность выполнения итогового сочинения составляет 3 часа 55 минут (235 минут).
В 2023/24 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут собираться только из тех тем, которые использовались в прошлые годы. В дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения будет ежегодно пополняться новыми темами.
В каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка:
- Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
- Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
- Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».
Использовать для подготовки необходимо материалы прошлых лет - направления и темы, которые были по ним. По ссылкам ниже вы найдете информацию по каждому из направлений, материалы для подготовки, РЕАЛЬНЫЕ темы, которые были каждый год по всем волнам.
Образец комплекта тем 2024 года (теперь будет 6 тем, а не 5 как раньше)
Комплект тем итогового сочинения
- 1223 Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?
- 1434 Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?
- 2345 Семейные ценности и их место в жизни человека.
- 2456 В чём может проявляться любовь к Отечеству?
- 3367 Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
- 3167 Чему человек может научиться у природы?
Разделы и подразделы 2023-2024 года
1 Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
- 1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
- 1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
- 1.3. Познание человеком самого себя.
- 1.4. Свобода человека и ее ограничения.
2 Семья, общество, Отечество в жизни человека
- 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
- 2.2. Человек и общество.
- 2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
3 Природа и культура в жизни человека
- 3.1. Природа и человек.
- 3.2. Наука и человек.
- 3.3. Искусство и человек.
- 3.4. Язык и языковая личность.
Образцы бланков на 2023-2024 учебный год
Возможны два варианта печати бланков записи: односторонний и двусторонний.
Комплект участника содержит один двусторонний бланк записи при двусторонней печати или два односторонних бланка записи при односторонней печати. Допускаются и четырехстраничные комплекты бланков.
Дополнительный бланк записи выдается членом комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) по запросу участника итогового сочинения (изложения) в случае нехватки места.
На сайте ФГБНУ «ФИПИ» опубликованы следующие материалы:
1. Структура закрытого банка тем итогового сочинения (уточнена)
2. Комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения (уточнены)
3. Образец комплекта тем 2023/24 учебного года (обновлен)
4. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) (без изменений)
Письмо Рособрнадзора № 04-303 от 21.09.2023 о направлении методических документов, рекомендуемых при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2023/24 учебном году:
- Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2023/24 учебном году
- Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2023/24 учебном году
- Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения) в 2023/24 учебном году
Основные сведения об итоговом сочинении
Официальные критерии оценивания итогового сочинения 2023-2024 от ФИПИ
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям.
Требование №1. «Объём итогового сочинения»1
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачёт» за невыполнение требования №1 и «незачёт» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию №2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).
Требование №2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за невыполнение требования №2 и «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
1. «Соответствие теме»;
2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
3. «Композиция и логика рассуждения»;
4. «Качество письменной речи»;
5. «Грамотность».
Критерии №1 и №2 являются основными.
Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям №1 и №2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.
Критерий №1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы (достаточно опоры на один текст).
«Незачёт» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Критерий №3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Критерий №4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Критерий №5 «Грамотность»2
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных3.
1 При подсчёте слов в сочинении учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).
2 Итоговое сочинение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме. Оценивание итогового сочинения указанной категории участников итогового сочинения проводится по двум установленным требованиям «Объем итогового сочинения» и «Самостоятельность написания итогового сочинения». Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно «зачёт» по одному из критериев № 3 или № 4. Итоговое сочинение в устной форме по критерию № 5 не проверяется.
3 На оценку сочинения по Критерию № 5 распространяются положения о негрубых и однотипных ошибках.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ
Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ /ФИПИ
Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ 2024 года, документ ФИПИ ЗДЕСЬ
Русский язык
1. В заданиях 13 и 14 изменены формулировка задания и система ответов (множественный выбор в виде цифр). Одновременно с этим расширен языковой материал.
2. Изменена система оценивания ответов на задания 8 и 26.
3. Претерпела изменения формулировка задания 27. Предполагается, что при комментировании проблемы исходного текста примеры-иллюстрации являются неотъемлемой частью пояснений к ним. Уточнено также понятие анализа смысловой связи между примерами-иллюстрациями: «Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями». Обоснование собственного мнения экзаменуемого требует включения примера-аргумента, опирающегося на жизненный, читательский или историко-культурный опыт экзаменуемого.
4. Скорректированы критерии оценивания выполнения задания 27.
5. Максимальный первичный балл за выполнение работы изменён с 54 до 50 баллов.
Литература
1. Сокращено количество заданий базового уровня сложности с кратким ответом (с 7 до 6).
2. Уточнена тема сочинения 11.4: вместо формулировки, дающей экзаменуемому возможность привлекать любые произведения для раскрытия темы, в формулировку включены имена трёх писателей-классиков, из которых требуется выбрать одного.
3. Внесены коррективы в критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом (в части повышения требований к грамотности):
→ уточнена система оценивания выполнения заданий 4.1/4.2, 9.1/9.2 (оценивание по двум, а не по трём критериям);
→ уточнён критерий оценивания выполнения заданий 4.1/4.2, 9.1/9.2, 5, 10 «Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм» (учитываются не только логические и речевые, но и грамматические ошибки);
→ уточнены критерии 6, 7, 8 оценивания выполнения заданий 11.1–11.5 (требования к грамотности сочинений).
4. Максимальный первичный балл за выполнение работы изменён с 53 до 48 баллов.
Математика (профильный уровень)
В первую часть КИМ включено задание по геометрии (задание 2), проверяющее умения определять координаты точки, вектора, производить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами.
Максимальный первичный балл за выполнение работы увеличен с 31 до 32 баллов.
Информатика
Изменения структуры КИМ отсутствуют.
Задание 13 в 2024 г. будет проверять умение использовать маску подсети при адресации в соответствии с протоколом IP.
Физика
1. В 2024 г. изменена структура КИМ ЕГЭ по физике: число заданий сокращено с 30 до 26. При этом в первой части работы удалены интегрированное задание на распознавание графических зависимостей и два задания на определение соответствия формул и физических величин по механике и электродинамике; во второй части работы удалено одно из заданий высокого уровня сложности (расчётная задача). Одно из заданий с кратким ответом в виде числа в первой части работы перенесено из раздела «МКТ и термодинамика» в раздел «Механика».
2. Сокращён общий объём проверяемых элементов содержания, а также спектр проверяемых элементов содержания в заданиях базового уровня с кратким ответом, что отражено в кодификаторе элементов содержания и обобщённом плане варианта КИМ ЕГЭ по физике.
3. Максимальный первичный балл изменён с 54 до 45 баллов.
Биология
Исключено задание 20 по нумерации 2023 г.
Общее число заданий сократилось с 29 до 28. Максимальный первичный балл изменён с 59 до 57 баллов.
История
Детализирована структура задания 18 на установление причинно-следственных связей.
География
Из экзаменационной работы 2024 г. исключены задания 22 и 23 (по нумерации КИМ ЕГЭ 2023 г.) с топографической картой (определение азимута и построение профиля). Общее число заданий в экзаменационной работе сократилось с 31 до 29. Максимальный первичный балл изменён с 43 до 39 баллов.
Обществознание
Скорректирована формулировка и внесены изменения в систему оценивания выполнения задания 24 (критерий 24.1).
Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский языки)
Изменения в содержании КИМ отсутствуют.
В соответствии с измененным в 2022 г. ФГОС среднего общего образования изменена система уровней сложности экзаменационных заданий. Все задания распределены по двум уровням сложности: базовому (соответствует требованиям к результатам обучения по программе базового уровня) и высокому (соответствует требованиям к результатам обучения по программе углубленного уровня).
Уточнены формулировки задания 38 письменной части и задания 4 устной части, а также критерии оценивания ответов на задания 4 устной части.
Уменьшено максимальное количество баллов за выполнение заданий 1, 2, 10 и 11. Максимальный балл за верное выполнение каждого из заданий 1 и 11 стал равен 2 баллам, за верное выполнение заданий 2 и 10 – 3 баллам.
Максимальный первичный балл за выполнение работы изменён со 86 до 82 баллов.
Китайский язык
Изменения в содержании КИМ отсутствуют.
В соответствии с обновлением в 2022 г. ФГОС среднего общего образования изменена система уровней сложности экзаменационных заданий. Все задания распределены по двум уровням сложности: базовому (соответствует требованиям к результатам обучения по программе базового уровня) и высокому (соответствует требованиям к результатам обучения по программе углубленного уровня).
Уточнены формулировки задания 29 письменной части и задания 3 устной части, а также критерии оценивания ответов на задания 3 устной части.
Математика (базовый уровень) Изменений нет.
Химия Изменений нет.
ОБРАЗЦЫ КИМ
На сайте ФИПИ выложены задания по русскому языку, математике, биологии, географии, истории, литературе, обществознанию, информатике, химии, физике и иностранным языкам - английскому, французскому, немецкому, испанскому и китайскому. Задания разделены по тематическим категориям для удобства участников экзамена.
В данном разделе представлены документы, определяющие структуру и содержание контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена
- кодификаторы проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена;
- спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена;
- демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена.
Наполнение банка заданий проходит поэтапно.
Демоверсии 2024 года
Математика
Русский
Обществознание
Физика
Информатика
Химия
Биология
География
История
Литература
Английский
Французский
Немецкий
Испанский
Китайский
Демоверсии прошлых лет: 2023 | 2022 | 2021 | 2020 | 2019 | 2018 | 2017 | 2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2004-2009
Реальные варианты ЕГЭ 2023: 4ege.ru/materials_podgotovka/67480-realnye-varianty-ege-2023.html
ОНЛАЙН-КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ
Рособрнадзор и разработчики контрольных измерительных материалов ЕГЭ из ФИПИ проведут новую серию онлайн-консультаций «На все 100» для будущих участников экзаменов и педагогов.
Консультации начнутся 10 ноября и продлятся до 17 ноября. Ежедневно будут проходить прямые эфиры по двум предметам ЕГЭ в 11:00 и в 13:00. Консультации будут транслироваться в онлайн-режиме на странице Рособрнадзора «ВКонтакте» и на Rutube.
РАСПИСАНИЕ ГИА_2024
О СРОКАХ И МЕСТАХ ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЙ НА ЕГЭ
В соответствии с новыми нормативными документами заявление на сдачу ГИА 11 подается до 1 февраля 2024 года.
Для подачи заявления и сдачи экзамена понадобятся следующие документы:
- паспорт ученика (или свидетельство о рождении, если выпускнику нет 14 лет);
- СНИЛС ученика;
- документы, подтверждающие необходимость специальных условий – для школьников с ОВЗ (например, копия рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии или справка об инвалидности);
- документ с уважительными причинами (например, справка о состоянии здоровья или о переезде за границу) – для учеников, выбравших досрочный период проведения ГИА;
- документ или справка из образовательной организации иностранного государства с заверенным переводом на русский язык – для школьников, которые учатся за границей;
- документ об образовании (аттестат, диплом) – для выпускников прошлых лет.
БЛАНКИ ЕГЭ_2024 можно просмотреть ЗДЕСЬ
ЧЕМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ НА ЕГЭ_2024