07:49 Цифровая безопасность: рекомендации родителям на летние месяцы | |
Летний период имеет характерную специфику, отличающую его от учебного года. Для детей и подростков это время связано с изменением привычного распорядка дня и содержания деятельности, с увеличением количества свободного времени, отсутствием включенности в учебный процесс и преобладанием межличностной коммуникации. Указанные факторы могут повлечь за собой потенциальные сетевые риски: - временное отсутствие учебной деятельности в период каникул ведет к меньшей включенности в сообщества, чаты и информационные ресурсы, связанные с учебой; при этом усиливается поиск новых интересов в сетевом пространстве; - в летний период прерывается систематическое общение с одноклассниками, что при отсутствии устойчивых межличностных контактов среди сверстников может порождать ощущение социальной изоляции и, как следствие, поиск новых знакомств в социальных сетях; - может нарушаться режим сна, усиливаться активность в Интернете и гейминг в ночное время суток, что при регулярном повторении может повышать риск возникновения депрессивного состояния. Во время летних каникул при снижении включенности специалистов образовательных организаций – педагогов и психологов – в мониторинг признаков деструктивного поведения детей и подростков в онлайн и офлайн среде возрастает актуальность родительского участия в обеспечении психологического благополучия ребенка. Рекомендации родителям - Для снижения риска вовлечения в деструктивные интересы в сетевом пространстве рекомендуется организовать онлайн досуг ребенка в освободившееся от учебы время: помочь в поиске развивающих занятий, соответствующих интересам, видеоуроков на проверенных цифровых платформах, фильмов, каналов с видеоконтентом. В целях повышения цифровой безопасности детей до 14 лет, рекомендуется установить соответствующие настройки («семейные», «детские») гаджетов, сервисов, игровых консолей, социальных сетей и браузеров, минимизурующие встречу с деструктивным контентом. - Важно помнить, что общение – ведущая деятельность младшего подросткового возраста и одна из ключевых потребностей личности. Поэтому, следует способствовать вовлечению ребенка в реальные группы сверстников, объединенных общей конструктивной деятельностью (кружки, секции, летние лагеря и школы), и не следует препятствовать его включению в неформальные дружеские компании, объединенные нейтральными интересами. Если ребенок в летний период испытывает изоляцию от сверстников, сопровождающуюся родительской гиперопекой или попустительским стилем воспитания, то подобная ситуация провоцирует поиск сообществ и персон, которые «понимают» и «принимают» ребенка (этим пользуются деструктивные сообщества и персоны!). Рекомендуется обратить внимание подростка на опасности общения в Интернете с незнакомцами, которые могут скрываться за чужими фотографиями, согласовать с ним правило: «не отвечать незнакомцам в Интернете и не разговаривать с ними». - Для снижения времени, проводимого в сети, предлагается договориться с ребенком о допустимом количестве сетевой активности в сутки, а также помочь ребенку увеличить количество активности офлайн: подобрать культурные и спортивные мероприятия, организовать путешествия или поездки. При этом следует помнить, что для поддержания высокого уровня психологического благополучия важно не перегружать ребенка многочисленными занятиями и увлечениями, оставляя время на отдых и игровую активность. - Следует со своей стороны позаботиться о просвещенности ребенка в вопросах цифровой грамотности и защиты личных данных в сети, обучать на постоянной основе критическому восприятию поступающей из Интернета информации. - Важно донести ребенку, что в случае, если он встретился в Интернете с неприятным или пугающим контентом, случайно «попался на крючок» мошенников, он может поделиться этими фактами и своими переживаниями с родителями, не будучи наказанным или не понятым. - При обнаружении признаков вовлеченности ребенка в деструктивное поведение в офлайн и онлайн среде следует незамедлительно обратиться за помощью к специалистам – психологам, службам горячих линий. Если у ребенка существуют проблемы, связанные с деструктивными рисками, они не пройдут «сами собой» при их замалчивании и не разрешатся в ходе обыденных обсуждений: необходима системная психолого-педагогическая работа на личностном и межличностном уровне.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |